Обо мне

Миронова Татьяна Аркадьевна, учитель русского языка и литературы «Школы разговорных языков» Кировского района Санкт-Петербурга

Моя учительская биография началась, я считаю, с момента моего рождения. Родилась я в семье потомственных учителей: учителя физического воспитания Любимова Аркадия Владимировича и учителя русского языка и литературы Любимовой Валентины Сократовны, которые работали в средней школе №1 посёлка городского типа Лунино Пензенской области.

Всё моё детство было связано со школой: дом наш находился на территории школы, в нём жила ещё одна учительская семья, неподалёку располагались дома учителей школы, в которой работали мои родители. В них жили работающие и вышедшие на пенсию учителя, вышедший на пенсию директор школы, школьная уборщица, лаборант и инспектор РОНО.

Такой вот своеобразный школьный мир окружал меня в детстве. Все учителя, конечно, постоянно общались между собой. Это были люди, как принято сейчас говорить, «старой закалки», всю свою жизнь посвящавшие работе. Лунинская средняя школа №1 была открыта ещё в 1895 году, вернее, тогда это была двухклассная школа, которая , пройдя вместе со страной через революционные и военные годы, выросла в среднюю школу. Учителя школы проводили вместе праздники, ставили спектакли, участвовали в «капустниках». Дети учителей тоже дружили между собой, играли всегда на любимом школьном дворе, приглашали друг друга на дни рождения , на «ёлки». До сих пор, хотя судьба разбросала нас по всей стране, мы общаемся и дружим, и многие из детей учителей выбрали трудную, но очень интересную профессию учителя. В детстве мне неоднократно приходилось вместе с родителями сидеть на педагогических советах, ходить вместе с ними и их учениками на демонстрации. Дома все разговоры были только о школе. Мама часто давала открытые уроки, а папа помогал ей готовиться к ним ( он был замечательным фотографом и готовил к этим урокам иллюстративный материал) . Когда я поступила в музыкальную школу и у меня ещё не было своего пианино, по вечерам в пустой школе я готовила свои музыкальные уроки.

И вот наступило 1 сентября 1959 года , я пошла в 1 класс вместе со своим другом-Капустиным Олегом, сыном учительницы физики, с которым дружила с 5 лет. Теперь школьная жизнь вокруг меня кипела с раннего утра до ночного сна. Уроки, общественная работа (посещала многочисленные кружки : хор, в котором была солисткой, танцевальный, краеведческий, баскетбольную секцию, училась в музыкальной школе и была председателем совета дружины пионерской организации школы). И со своим мужем—Мироновым Василием Фёдоровичем—я училась и дружила с 9 класса. Вся школа «с замиранием сердца» следила за развитием наших отношений.

Родители буквально жили работой. Папа редко днём был дома. Очень спортивный, он умел «зажигать» и сердца своих учеников, «пропадал» на бесконечных тренировках, секциях, соревнованиях. « Вырастил» двух мастеров спорта по лёгкой атлетике, сам изготавливал спортивный инвентарь: брусья, кольца, мостки для прыжков. Написал методическое пособие «Изготовление спортивного инвентаря», вышедшее в Саранске в 1956 году. Папа был очень талантливым человеком. Он был внештатным фотокорреспондентом газет «Сурская правда» , «Молодой ленинец», «Пензенская правда», Пензенского телевидения, а после выхода на пенсию работал штатным корреспондентом газеты «Сурская правда». Кроме того, он вёл кружок ракетомоделирования в Доме пионеров в Лунино. Труд его был оценён достойно: в 1971 году он получил нагрудный знак «Отличник народного просвещения». В годы Великой Отечественной войны в 17-летнем возрасте он ушёл на фронт, совершил подвиг и был награждён Орденом Красной Звезды:

Отцу было 17 всего,

Когда он ушёл воевать.

Одна была мечта у него:

Сражаться за Родину-мать.

А на войне, как на войне:

В окопе жили две недели,

И, кроме каши на воде,

Признаться, больше ничего не ели.

А осень, слякоть, холода,

снаряды, пули, мины…

Но снова и снова ведёт ребят

В атаку Аркадий Любимов.

И пусть ему 17 всего,

Он держится очень стойко.

В подразделении-друг у него,

Земляк-одноклассник Колька.

Атака-отбиты, атака-отбиты.

Потери пойди-посчитай.

16 наших бойцов убиты,

Средь них-земляк Николай.

Стараясь от горя не зарыдать,

Смахнул лишь слезу украдкой.

Прощай, Николай! Мы пошли воевать!

Да будет земля тебе мягкой!

И видит Аркадий: из ближнего леса

Строчит по ребятам фашист.

И тут же решает добраться до немца

И лично фашиста убить.

Дополз. На опушке был дом построен.

Оттуда немец строчил.

Фашистов там оказалось трое:

Двоих взял в плен, одного убил.

И пусть было 17 всего

Мальчишке, совершившему подвиг,

За смелость, отвагу и стойкость его

Был вручен ему орден.

Отец был достойным потомком учительского рода Любимовых, давшего стране трёх замечательных учителей. Отец папы, мой дедушка Любимов Владимир Евграфович , был директором в нескольких школах Пензенской области: в сёлах Ковалейка, Белый родник, Сытинка. Его «перебрасывали» из школы в школу,чтобы наладить народное образование после революции 1917 года.

О том тяжёлом для страны времени дедушка вспоминал с горечью. Особенно тягостным для него было вынужденное участие в «раскулачивании», когда заставляли отбирать имущество даже в многодетных семьях.

Братья дедушки-Сергей Евграфович и Александр Евграфович — были тоже педагогами. Сергей Евграфович работал учителем в Пензе, а Александр Евграфович окончил Петербургский университет в 1905 году и был оставлен на кафедре Истории Востока, в 1908 году был в годичной командировке в Пекине, имел звания профессора и магистра истории . После революции в 1919 году вернулся в Пензу, работал в Пензенском архиве и читал лекции в педагогическом институте. В Пензенской электронной энциклопедии есть материалы, посвящённые ему.

Родители мамы тоже были учителями. Её отец-Сократов Сократ Иванович-родился в 1893 году в семье учителей в селе Поливаново Спасского уезда Пензенской губернии. Таким образом, я являюсь учителем в 4-м поколении. Дедушка окончил Казанский университет. Во время учёбы в Казани ему посчастливилось часто видеть в городе М.Горького и Ф. Шаляпина, тогда они ещё дружили:

В молодости окончил Казанский университет,

Часто видел Горького и Шаляпина.

Был большой утончённый эстет.

Слыл эталоном стиля экстравагантного.

После революции дедушка служил штабс-капитаном у А.В.Колчака в Белой Армии, о которой у него остались самые хорошие воспоминания.

Бурный, тяжёлый 17-й год.

К власти пришли большевики.

В Белое ополчение Сократ идёт.

Он-офицер, его час наступил.

В многих сраженьях с красными бился,

Жизнь был готов отдать за царя.

Жаль, большевики потом победили,

Но всё же сражались с ними не зря…

Неспокойное время- годы 20-е…

Рьяно правительство борется с Богом…

Сократ женится на дочери архидьякона,

Вопреки всем большевистским законам…

За службу в Белой Армии дедушку преследовали в советское время, когда он уже работал учителем, и он вынужден был поехать в Москву за защитой. Помогла ему Н.К.Крупская. Преследования прекратили.

В селе Голицыно Пензенской области до сих пор все жители с благодарностью вспоминают учителя химии и биологии Сократова Сократа Ивановича, хотя умер он уже давно, в 1982 году. Дедушка был большим любителем и знатоком природы: знал латинское название каждой травки в поле, умел набивать чучела птиц, дома у него было много аквариумов с рыбками, он разводил канареек, попугаев и других птиц, жила у него дома белка. Вокруг дома был огромный сад с плодовыми деревьями и кустарниками, была хорошая зимняя теплица, в которой он круглый год выращивал огурцы и помидоры. Дедушка был замечательным цветоводом, вокруг дома были разбиты клумбы, даже кактусы росли на открытом грунте. У дедушки было больное сердце, и он был вынужден уйти на пенсию по настоянию врачей в 50 лет. Находясь на пенсии, он вёл большую общественную работу: был депутатом сельского совета, внештатным членом Академии Наук СССР, возглавлял местный Рыбнадзор. Ежемесячно он отправлял в Москву результаты фенологических наблюдений.

Ученики дедушки писали ему письма со всех концов страны, присылали посылки, когда ему было уже более 70 лет. Приезжая к нему в гости, я не раз была свидетельницей встреч дедушки с его учениками. Они приезжали к нему из разных городов, сами уже убелённые сединами, полковники в отставке, инженеры, врачи, учёные.

К дедушке со всей страны

Съезжались в мирную обитель

Такие же седые ученики-

Узнать, как поживает их учитель

И привезти для птичек корм,

Для рыбок- высушенных дафний,

И начинался разговор,

Воспоминанья о событиях давних.

О том, что каждый прочитал

Об их учителе в газетах,

И каждый также рассказал

И о своих проблемах и успехах.

И внукам, правнукам своим

Они расскажут все стократно,

Какой у них учитель был,

Сократ Иванович Сократов!

О дедушке не раз писали в Пензенских газетах как о неутомимом общественнике, увлечённом, талантливом человеке. Дедушка прожил долгую жизнь: он умер, когда ему было 89 лет, и можно с уверенностью сказать, что жизнь его была прекрасна. Следы его неутомимого труда остались на земле: в городе Нижнем Ломове Пензенской области- ботанический сад, которым он заведовал, когда их семья жила там; в Голицыно Пензенской области- прекрасный парк, в котором он много потрудился; о нём помнят его ученики и земляки. С уверенностью могу сказать, что никогда в моей жизни я больше не встречала такого интеллигентного, знающего, удивительного человека, каким был мой дедушка.

Его жена- Сократова Валентина Петровна- тоже учительница, работала директором начальной школы в Голицыно. Три её сестры: Петропавловские Мария Петровна, Анастасия Петровна и Анна Петровна-были учительницами начальных классов.

Мою маму- Любимову Валентину Сократовну- как и её отца, тоже очень любили ученики.

Когда она была классным руководителем в классе, в котором я училась, её назначили заместителем директора по ВР, и весь класс ходил в РОНО просить, чтобы её оставили нашим классным руководителем. Домой к нам постоянно приходили её ученики разных выпусков. О ней, как и о дедушке, тоже неоднократно писали в газетах; как и мой отец, она была Отличником народного просвещения.

В 1973 году после окончания Пензенского государственного педагогического института имени В.Г.Белинского я вышла замуж за своего бывшего одноклассника офицера ракетных войск Миронова Василия Фёдоровича. Работала в школах Прикарпатья, в Тернопольской области, а после окончания мужем Академии им. Можайского в Ленинграде наша семья 18 лет жила на космодроме Байконур, где муж работал инженером-испытателем.

В Байконуре я работала заместителем директора по ВР в школе №18, заместителем директора по ВР- в школе№10 и, наконец, заместителем директора по УВР в Международной Космической Школе (МКШ), которая была и остаётся в настоящее время опорной школой для Академии им. Можайского в Петербурге, Московского авиационного инстиута и Московского политехнического института.

В 1998 году я переехала в Петербург, с 1999 года работала в школе №468 Выборгского района -сначала работала заместителем директора по УВР начальных классов, позже учителем русского языка и литературы. Сейчас я работаю в «Школе разговорных языков» Кировского района Санкт-Петербурга.

Наша учительская династия Любимовых-Сократовых- Петропавловских дала Родине 13 учителей, и, я думаю, этим можно гордиться.