«Живая вода» педагогического творчества
Современный педагог — не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится, как проходит его становление. Педагог-мастер путём размышлений, поиска, анализа жизненного и духовного опыта стремится понять смысл своей профессии, цель своей «встречи» с детьми. Цель — это осознанное предвосхищение результата деятельности, то, «ради чего». И здесь важно, чтобы происходило согласование целей общечеловеческих, национальных, педагогических и индивидуальных, определяющих смысл жизни каждого конкретного человека. Нельзя задать цель извне, человек способен сам принимать решения, быть ответственным и духовно свободным в выборе направления своего становления, ведь «без души и помыслов высоких живых путей от сердца к сердцу нет».
«В конце нашего грохочущего века, в момент, когда тревога за будущее спорит с надеждой, необходимо, чтобы все, кто обладает чувством ответственности, уделили внимание целям и средствам образования»
Это слова из опубликованного в 1997 году Доклада Международной комиссии по образованию для 21 века, представленного ЮНЕСКО и носящего название «Образование: скрытое сокровище». Доклад, который готовился в течение 3-х лет ведущими экспертами всех регионов мира и всех областей образования под руководством Жака Делора (бывший министр экономики и финансов Франции, а в 1985-1995 годах — Председатель Европейской комиссии), содержит глубокий анализ тенденций развития образования и обоснованные рекомендации на длительную перспективу. Доклад исходит из того, что 21-й век поставит перед образованием двойное требование: образование должно быть во всё большем объёме и всё более эффективно передавать огромное количество постоянно эволюционирующих знаний и умений; одновременно образование должно наметить такие ориентиры, которые не позволяют утонуть в потоке информации, и сохранить направленность, подразумевающую развитие как отдельной личности, так и групп людей. Таким образом, образование призвано в некотором роде подготовить карты и сконструировать компас для плавания в сложном и постоянно меняющемся мире.
Недостаточно, чтобы каждый индивидуум накопил в начале своей жизни определённый запас знаний, откуда он мог бы бесконечно их черпать. Необходимо, чтобы он мог использовать на протяжении всей своей жизни любые возможности для того, чтобы обновить, углубить и обогатить эти первоначальные знания, адаптировать их к меняющемуся миру.
Для выполнения этих задач образование должно состоять из четырёх основополагающих моментов:
-
научиться познавать, т. е. приобрести необходимый инструментарий для понимания вещей;
-
научиться делать, с тем чтобы быть в состоянии воздействовать на окружающую среду;
-
научиться совместной жизни , чтобы принимать участие во всех видах человеческой деятельности и сотрудничать с другими людьми;
-
научиться жить—умение, которое вытекает из трёх предыдущих.
Конечно, эти четыре пути составляют единое целое, поскольку между ними существуют многочисленные связи , переходы и обмены.
21-й век нуждается в разнообразии талантов и личностей , причём речь идёт не только о выдающихся людях, существование которых является совершенно необходимым в любой цивилизации. В связи с этим необходимо предоставить детям и подросткам все возможности для экспериментирования и открытия нового в эстетической, художественной, спортивной, научной, культурной и социальной областях.
Дочь Киевского Великого князя Ярослава Мудрого Анна стала женой французского короля Генриха 1. Это событие, относящееся к 11 веку, обычно приводят в пример, когда говорят о давности связей России и Франции. Издавна между двумя государствами и народами пролегала животворная нить культурных, интеллектуальных связей. В наше время традиция российско-французского сотрудничества в области образования продолжается.
Российские учителя в 21 веке сотрудничают с «Французской группой нового образования» (ЖФЕН). ЖФЕН ставит целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и воспитания ребёнка. Данная цель опирается на глубоко обоснованную, фундаментальную и оригинальную теоретическую концепцию.
У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и другие. Последние годы объединение возглавлял Анри Бассис—известный французский педагог, поэт, драматург, общественный деятель. Многие годы рядом с Бассисом работала и творила его жена, друг и соратник Одет Бассис. Сейчас она в роли президента ЖФЕН и профессора университета Парижа активно развивает и пропагандирует идеи «Нового образования»
Существо системы ЖФЕН выражается в следующих основных положениях.
1. Вызов традиционной педагогике
Традиционный характер образования не раскрывает до конца творческий потенциал человека, закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими, а в конечном итоге служит источником социального неравенства и подчинения авторитетам. Отсюда следует, что образование должно стать иным, новым.
2. Личность с новым менталитетом
Гражданин понимается ЖФЕН как личность самостоятельная, творческая, социально ответственная и конструктивно вооружённая, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
3. Все способны
Каждый человек (ребёнок) обладает способностями практически по всем видам человеческой деятельности. Свою великую гуманную задачу «Новое образование» видит в том, чтобы дать шанс «самым неуспевающим»
4. Интенсивные методы обучения и развития личности
Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и самостоятельного решения творческих задач, плюрализм мнений, уважительное отношение к мнению, варианту другого.
5. Новый тип педагога
Это не авторитарный наставник, подавляющий природу ребёнка, а тот, кто следует ей на правах талантливого скульптора. Свои методы ЖФЕН внедряет, делая акцент на работу с учителями, обучая педагогов. С этой целью издаются монографии и сборники, выпускается журнал «Диалог», регулярно, с 1982 года, проводятся Летние университеты.
В последние годы педагогика ЖФЕН начала использоваться в Португалии, Швеции, ФРГ, Италии, Бельгии, Чили, Болгарии, Румынии, России, Украине.
Деловые контакты педагогов России и ЖФЕН начались в 1989 году, с тех пор представители движения « Педагоги за мир и взаимопонимание» принимают участие в ежегодных летних университетах , проводимых во Франции. Французские коллеги также регулярно приезжают в нашу страну. Их концепции и практика сейчас активно используются в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Владикавказе, Петрозаводске, Кемерове, Екатеринбурге, Ярославле, Челябинске и других городах России, а также в Белоруссии и Украине. Поток педагогики, основанной на обращении к разуму, творчеству, самостоятельности ученика, берёт начало в школе Древней Руси, развит Ломоносовым, сейчас представлен Занковым, Давыдовым и многими другими.
Сегодня педагогами Санкт-Петербурга созданы более 200 авторских мастерских. Центром движения является АППО. Имеются публикации Н.И. Беловой, В. А. Степиховой, Л. Д. Фураевой, М. Б Багге и других. И хотя отчасти мастерская напоминает прблемный урок в форме разнообразных игр, дискуссию-спектакль или конкурс рисунков, тем не менее мастерская живёт и строится на чётко продуманной системе заданий. Но этот алгоритм призван раскрепостить творчество всех участников учебного процесса, начиная с учителя.
Творческий процесс в мастерской является главным техническим средством достижения цели обучения: открытия закона, создания текста, осознания ценностных ориентаций. Это такая форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного и коллективного открытия. Урок-мастерская — это всегда праздник, всегда открытие, всегда новый полученный опыт. Вспоминаю их: «Каннитферштан», «Юшка», « Как слово наше отзовётся», «Некрасивая девочка», «Плачущий сад» и многие, многие другие. Фейерверк мыслей, неожиданное открытие талантов, потрясающие впечатления… Забыть такие уроки невозможно! Учащимся нравятся мастерские, потому что в них зоздаётся особая атмосфера творчества, открытого общения, поддержки.
На традиционном уроке усвоение жёстко направляется учителем. Оно, конечно, короче стихийного и короче того, которое протекает в мастерской. Где нет передачи опыта путём показа образцов. Путём сообщения хорошо отобранной информации, в строгой словесной упаковке. А есть самостоятельная деятельность ребят , пронизанная свободой, хорошо направленной мастером. В мастерской усвоение идёт в процессе поиска, и так же , как и усвоение информации. Оно сопряжено с эмоционально-личностным отношением .
Вот отзывы учащихся на происходящее в мастерской( по лирике А. С. Пушкина):
-
У меня осталось светлое чувство, чувство лёгкости и радости.
-
Такое ощущение, что с Пушкиным я встретилась впервые.
-
Я хочу бродить по Пушкинскому Петербургу.
-
Думать по-настоящему оказалось трудно.
-
У Пушкина есть ответы на все вопросы, важно уметь точно поставить вопрос.
-
Я увидела, что так много людей любят его стихи.
-
Была создана атмосфера работы с чувствами.
-
Разве мы говорим обычно о Пушкине так заинтересованно и так любя7
-
мастерская реализует новые цели — соотнесение своего внутреннего мира с другими мирами.
-
Произошёл акт реанимации поэта после школьного анатомирования.
Итак, «живое знание» мастерской по достоинству оценено учащимися. Живое знание — это единство мышления и переживания, событие, жизнь, истина и путь